Knowledge Management Software - Системы управления знаниями KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота Программные решения KMSOFT в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот Copyright © KMSOFT, 2002-2023 info@kmsoft-is.com Terms of use Privacy Policy
KMSOFT - Системы управления знаниями KMSOFT: Менеджмент знаний, автоматизация документооборота, системы класса ECM (управление корпоративной информацией) Информация о продуктах и услугах в сфере менеджмента знаний »»»
««« Описание программных решений в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот
Продукты и услуги
Продукты и услуги
Статьи
Статьи
Теория
Теория
Экстранет
Экстранет
Поддержка
Поддержка
О Фирме
О Фирме
Статьи
Расширенный поиск
Найти

Основные публикации по менеджменту знаний

Избранные статьи по менеджменту знаний

Антология статей по менеджменту знаний

Глоссарий

Библиотека статей

Общие концепции современного менеджмента

Управленческий консалтинг

Финансовый менеджмент

Логистика

Менеджмент качества

Менеджмент знаний

Маркетинг

Методология бизнес-инжиниринга

Организационная культура

Управление персоналом

Организационное проектирование

Информационные технологии

Стратегическое управление
Новые публикации
Главная Статьи Библиотека статей Управленческий консалтинг

Зачем менеджеры пригашают консультантов?

Андрей Быков, старший консультант компании «Бизнес Консалтинг Груп»

Определения используемых понятий

Консультант по управлению внешний по отношению к организации-клиенту субъект, проводящий определенную работу в интересах Заказчика в сфере управления этой организацией.

Заказчик лицо, ответственное за постановку задачи консультантам в организации, принимающее решение в отношении приглашения консультантов и финансирующее их деятельность.

Типы консультантов по управлению

Следуя логике упрощения, приведем определения двух полярных типов консультанта по управлению.

Экспертный консультант собственно является экспертом в одной или нескольких областях управления (например, персонал, маркетинг, стратегия и др.), самостоятельно разрабатывает и передает оговоренный формализованный (документированный) результат. Основное, что получает заказчик — четкий ответ эксперта на поставленный вопрос.

Процессный консультант является специалистом в области организации работ, решающих проблему заказчика (клиента) с использованием имеющихся внутренних возможностей. Основной результат (как правило, плохо формализуемый) — совместный с консультантом процесс поиска решений поставленных проблем и закрепление навыков самостоятельной работы клиента в дальнейшем.

Не вдаваясь в обсуждение достоинств и недостатков каждого типа, скажем, что на практике встречаются в основном смешанные типы. Весь вопрос в «соотношении долей» экспертного и процессного консультанта, которые» обсуждать вне контекста поставленной Заказчиком задачи некорректно. В зависимости от задачи, поставленной Заказчиком, даже один и тот же консультант часто выступает в разных ролях, подбирая требуемое соотношение «процессности» и «экспертности».

Типы заказчиков

В России, где новая культура управления только складывается, а старая — отмирает (не вдаваясь в определение понятия «старой культуры»), а институт частной собственности бурно устанавливается уже десятилетие, можно очень грубо разбить потенциальных Менеджеров-Заказчиков следующим образом:

  • по форме собственности — Государственная и Частная собственность (в юридической трактовке, хотя, конечно, важнее эта разница по «духу» и в принципах управления предприятием);

  • по типу управляющих предприятием — Менеджеры-наемники и Собственники.

Типы Заказчиков можно получить на основе взаимного пересечения выше приведенных пар. Возможны все варианты пересечений, за исключением, наверное, наличия «Собственника государственной собственности», поскольку в роли такового выступает государственное учреждение в лице чиновника, который скорее является «Управляющим государственной собственности».

Итак, у нас получилось три типа. которые мы обозначим соответствующими заглавными буквами:

  • ГУ — «Управляющий Государственного предприятия» (и по статусу, и по духу);

  • ЧС — «Частный собственник»;

  • НУ — «Наемный Управляющий в частном бизнесе».

Обсуждение разницы в деловом поведении полученных типов Заказчиков оставим на суд читателя и рассмотрим сразу возможные мотивы приглашения консультантов.

Мотивы

Сразу разделим возможные мотивы приглашения консультантов по управлению на два разных класса — первоначальные мотивы и мотивы, проявляющиеся в ходе консультационного проекта.

Не ставя целью привести полный перечень возможных первоначальных мотивов, приведу некоторые характерные примеры'.

Поскольку мотивы — сущность глубоко личная и привязанная к ситуации, ниже приведены не обобщения, а «частные случаи»:

1. Самоутверждение перед кем-либо или перед собой;

2. Желание подтвердить собственные гипотезы или важнейшие решения;

3. Ощущение необходимости «взгляда со стороны»;

4. Ощущение собственного непрофессионализма в управлении, желание обучаться;

5. Отсутствие квалифицированных кадров для нового проекта;

6. Устранение симптомов беспокойства или отдельных давно нерешенных проблем;

7. Поиск виноватого в организации «чужими руками»;

8. Перекладывание ответственности на «третьих» лиц для публичного оправдания уже принятых самостоятельно (кулуарно) решений.

Критическая точка выбора

Первоначальные мотивы Заказчика могут изменяться в процессе консультирования. Мотивы Заказчика являются важнейшей составляющей работы консультанта, поскольку именно они определяют и формируют ожидаемые результаты консультационного проекта. Поэтому первоначальные и измененные мотивы обязательно выявляются консультантом в процессе консультирования или предпроектных работ.

Если упростить этот вопрос, то все дело в одном ключевом решении Заказчика, которое мы назовем «критической точкой выбора».

Критическая точка выбора с точки зрения консультанта проявляется на следующем ключевом вопросе взаимодействия с клиентом — готов ли Заказчик изменять свои собственные представления на существующие проблемы?

Иными словами: Менеджер, который не может изменить собственные представления о проблемах своей организации, не может изменить условия, создающие эти проблемы.

Отсюда вытекают разные условия и способы работы с консультантом по управлению:

  • либо мы работаем над проблемами — следствиями, и «лечим» их в строгом соответствии с первоначальной постановкой задачи Заказчиком (устраняем видимые симптомы),

  • либо мы настроены на системное решение проблем организации и ищем пути изменения условий — первопричин, создающих эти проблемы, и корректируем первоначальную постановку задачи.

Цели и результаты

Представим возможные цели и результаты совместной работы Заказчика с консультантом, основываясь на полученных выше двух толкованиях способов работы Заказчика с консультантом.

Устранение проблем эффективно применяется в случаях экстренно необходимых решений и действий, приносит быстрые плоды. Однако, в долгосрочной перспективе полученные результаты могут сказаться отрицательно. Ключевые слова — оперативность, локальные изменения, однозначная и четкая рекомендация, технологичность.

Системное решение необходимо при ориентации Заказчика на долгосрочный результат и на глубинные, стратегические изменения. Системные решения, как правило, затрагивают и вовлекают в процессы перемен весь персонал организации и требуют от Заказчика приобретения особого навыка управления изменениями. Ключевые слова — системность и целостность, долгосрочные и глобальные изменения, управление альтернативами, обучение и развитие человеческих ресурсов.

Примеры сценариев консультационных проектов

Следующие три сценария (сочетания рассмотренных выше понятий) организации консультационного содействия Заказчику являются наиболее типичными:

1. Экспертный Консультант

— Наемный управляющий - Устранение Проблем.

Пример: построить систему мотивирования персонала отдела сбыта или произвести оценку методики учета затрат производства по переделам.

2. Экспертный Консультант

— Управляющий Государственного предприятия - Устранение Проблем.

Пример: разработать концепцию реформирования отрасли или маркетинг-план на следующий год.

3. Процессный консультант

— Частный Собственник — Системное решение.

Пример: Разработать стратегию развития или провести реорганизацию предприятия.

Настоящие три сценария были выделены на основе опыта и анализа конкретных первоначальных мотивов Заказчиков, времени обращения (жизненного цикла организации клиента) и общего состояния рынка консультационных услуг в России вообще.

Послесловие

Понятно, что такая позиция больше располагает к дискуссии (отстаиванию некой позиции), а не к диалогу (обмену мнениями). Остается попросить читателя не судить строго и увидеть в этом лишь ограниченную (в силу объемности) точку зрения, открытую для развития и обсуждения.

 

1 По сути своей, первоначальные мотивы приглашения консультантов представляют собой (или очень похожи на) устоявшиеся поведенческие реакции менеджеров на стресс и «плохие новости», более полная классификация которых часто встречается в литературе (например, «The ABC of Action Learning» R.W. Revans 1978).

Источник: www.bigspb.ru
Коротко о системе Е-МАСТЕР
Е-МАСТЕР® — система управления корпоративной информацией.

Е-МАСТЕР® включает в себя возможности систем класса ECM (Enterprise Content Management).

Система обеспечивает:

  • Совместное создание и согласование документов
    • Каждый документ может быть обсужден как при помощи прикрепленного к нему мини-форума, так и в главном форуме
    • Разработанный документ может быть направлен на согласование по указанному маршруту
  • Хранение документов любых форматов
    • Хранение и передача документов в зашифрованном виде
    • Встроенные системы восстановления после сбоев и резервного копирования
  • Поиск документов
    • Возможность поиска по ключевым словам и другим атрибутам документов (автор, дата создания…)
    • Возможность поиска с помощью навигации по рубрикам
  • Управляемый доступ к документам
    • Возможность установки доступа к документам для различных категорий пользователей
    • Возможность введения ограничений на работу с документами
  • Функциональный интерфейс пользователя
    • Веб-интерфейс, позволяющий просматривать карточки и скачивать файлы из системы хранения документов
    • Удаленный доступ или работа пользователя из любой точки мира (при условии подключения к Интернету).
Система FLAMORY™

FLAMORY™FLAMORY™ — уникальный программный продукт, позволяющий сохранять историю действий пользователя на компьютере, таких, например, как работа в приложениях Windows, посещения сайтов и д.р.
Сохраненные последовательности действий, далее, можно просмотреть, сохранить в файл и передать коллегам. FLAMORY позволяет аккумулировать и делиться знаниями.
Работая с FLAMORY, обмен опытом, обучение новых сотрудников, обсуждения технологий, становятся, как никогда ранее, простой и удобной, в практических аспектах, задачей.

FLAMORY™ разрабатывается при участии специалистов KMSOFT.
Скачать бета-версию можно по этой ссылке.

Версия для печати  |  Пользовательское соглашение

Статьи
KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота, управление корпоративной информацией
К началу страницы ...