Knowledge Management Software - Системы управления знаниями KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота Программные решения KMSOFT в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот Copyright © KMSOFT, 2002-2023 info@kmsoft-is.com Terms of use Privacy Policy
KMSOFT - Системы управления знаниями KMSOFT: Менеджмент знаний, автоматизация документооборота, системы класса ECM (управление корпоративной информацией) Информация о продуктах и услугах в сфере менеджмента знаний »»»
««« Описание программных решений в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот
Продукты и услуги
Продукты и услуги
Статьи
Статьи
Теория
Теория
Экстранет
Экстранет
Поддержка
Поддержка
О Фирме
О Фирме
Статьи
Расширенный поиск
Найти

Основные публикации по менеджменту знаний

Избранные статьи по менеджменту знаний

Антология статей по менеджменту знаний

Глоссарий

Библиотека статей

Общие концепции современного менеджмента

Управленческий консалтинг

Финансовый менеджмент

Логистика

Менеджмент качества

Менеджмент знаний

Маркетинг

Методология бизнес-инжиниринга

Организационная культура

Управление персоналом

Организационное проектирование

Информационные технологии

Стратегическое управление
Новые публикации
Главная Статьи Библиотека статей Финансовый менеджмент

Absorbtion Costing

Автор: Константин Зусманович

Вот увидел в конференции вопрос об Absorbtion Costing и решил написать коротенький обзорчик на эту тему. Ничего особенного, но, может, кому и пригодится.

Большое спасибо Олегу В. за участие в написании и помощь в подборе примеров для этой статьи.

Итак,

Определения

Absorbtion Costing (далее AC) - система распределения затрат по "объектам затрат" (которыми могут являться как изделия, так и производственные процессы, оказание услуг, выполнение работ и т.п.). Является одной из самых распространенных техник управленческого учета, в качестве результата предоставляющей менеджерам информацию о затратах компании/предприятия, ассоциированных с тем или иным продуктом или процессом.

Существуют два основных типа AC:

  1. Job-Order Costing

  2. Process Costing

Первый (Job-Order Costing, далее- JOC) используется в тех случаях, когда в качестве Cost Object (он же - "объект затрат", далее - CO) более целесообразно рассматривать некую работу. Например - при выполнении существенно отличающихся друг от друга работ типа изготовления штучных изделий или небольших партий. Для организаций из сферы услуг можно привести пример работы адвоката по защите интересов клиента в суде. При таком подходе затраты по каждой работе отслеживаются и аккумулируются отдельно.

Второй (Process Costing, далее - PrC) применяется в случаях, когда имеет место непрерыный процесс производства и выделение какой-либо отдельной работы в качестве CO неоправданно. Как правило, PrC используется для процесса непрерывного производства (типа добычи нефти или газа), где просто не существует отдельных изделий, по которым можно было бы отслеживать затраты. В таком случае расходы распределяются по всей продукции равномерно.

Рассмотрим эти два подхода более подробно.

Job-Order Costing

В качестве примера возьмем фирму - разработчик программного обеспечения, решившую открыть собственное производство красивой упаковки для своих продуктов.

Производство представляет из себя небольшой цех, в котором работают два-три человека, склеивающих картонные коробочки из заготовок. Естественно, они используют в работе некоторые устройства, потребляющие электроэнергию, занимают помещение под склад и производство и т.п. Фирма - разработчик продает несколько программ, все они - довольно дорогие решения, а значит и коробочки красивые, с картонными вставками и цветными картинками. И производятся они, естественно, небольшими партиями.

Каждая изготовленная партия коробочек считается одной работой. Типичный листок затрат, ассоциированных с одной работой, приведен сдесь.

В приведенной выше таблице для распределения затрат на использование оборудования применяется временная база, т.е. затраты распределяются в пропорции к количеству часов, в течение которых машина использовалась для данной работы.

Этот пример иллюстрирует несколько важных черт JOC, а именно:

  • Все прямые затраты автоматически относятся к затратам на данную работу

  • На каждую работу относится некая часть общих издержек (накладных расходов?)

  • Для распределения накладных расходов по работам используется как минимум одна база (вроде машинных часов в Примере 1).

  • Коэффициент распределения выбирается один раз в начале отчетного периода

  • Получаемая в результате себестоимость продукта является средней (не путать с переменной или маржинальной). На каждую работу относится часть накладных расходов. Т.к. накладные расходы содержат некоторое количество фиксированных расходов, распределенные по работам накладные расходы также содержат фиксированные расходы.

  • Учет в соответствии с JOC

    Распределение накладных расходов по работам

    Как правило, выделяются 4 основных этапа распределения косвенных затрат:

    1. Определение объектов затрат (CO)

    2. Аккумулирование косвенных затрат в группы затрат (Cost Pools)

    3. Выбор базы для распределения (allocation base)

    4. Выбор коэффициента распределения (application rate)

    5. Распределение косвенных затрат по CO пропорционально использованию базы

    В случае JOC объектами затрат являются "работы", результатом которых служат отдельные изделия или их относительно небольшие партии продукции.

    При точном прогнозе накладных расходов и аккуратном выборе коэффициента распределения такая система позволяет распределить все производственные расходы по работам.

    Однако существует и оборотная сторона медали - как показывает практика, точный прогноз этих параметров возможен только при хорошо поставленной системе учета, которая обеспечивает достоверные исторические данные за продолжительный период, и при условии стабильной работы предприятия.

    Как результат, возникают перераспределенные и недораспределенные затраты (over- & underabsorbed overheads).

    Существуют и другие особенности данного подхода, снижающие его точность. Одной из самых очевидных является то обстоятельство, что как прогнозируемые, так и фактические накладные расходы имеют фиксированную составляющую, тогда как абсорбированные затраты поставлены в строгое соответствие от работ, на которые они относятся. Приведенная  диаграмма наглядно иллюстрирует такую ситуацию:

    Линия, идущая из начала координат, соответствует распределенным расходам, а другая линия соответствует реальным (или прогнозируемым) расходам. Точка их пересечения соответствует спрогнозированному использованию базы распределения.

    Легко заметить, что если взять те же графики, но при использовании базы распределения на 1 единицу (деление) меньше ожидаемого, расхождение с реальной картиной будет заметным. То есть, при меньшем использовании базы мы получаем недораспределнные расходы (underabsorbed overheads), а при большем - перераспределенные (overabsorbed overhead).

    Наиболее наглядным является случай, когда база вообще не используется, но тем не менее фиксированные расходы – например, арендная плата - присутствуют (начало обеих линий, левый край диаграммы).

    Использование нескольких баз распределения (Multiple allocation bases)

    Предусматривает накопление расходов по группам (cost pools) и использование отдельного коэффициента распределения для каждого пула. Такой подход обеспечивает более точное планирование из-за более индивидуального подхода к различным видам расходов, но не всегда оправдан.

    Например, если завод производит только один продукт, то все расходы будут отнесены на него вне зависимости от количества баз распределения. Вообще, для этого случая больше подходит Process Costing. Но это уже тема для следующего материала.

    Вот. Пока все - если хотите, продолжу в следующих выпусках. Прошу прощения за возможные огрехи в терминологии.

    Буду признателен за любые отзывы - хорошие или ругательные, лишь бы по делу
    Источник: www.bigspb.ru
    Коротко о системе Е-МАСТЕР
    Е-МАСТЕР® — система управления корпоративной информацией.

    Е-МАСТЕР® включает в себя возможности систем класса ECM (Enterprise Content Management).

    Система обеспечивает:

    • Совместное создание и согласование документов
      • Каждый документ может быть обсужден как при помощи прикрепленного к нему мини-форума, так и в главном форуме
      • Разработанный документ может быть направлен на согласование по указанному маршруту
    • Хранение документов любых форматов
      • Хранение и передача документов в зашифрованном виде
      • Встроенные системы восстановления после сбоев и резервного копирования
    • Поиск документов
      • Возможность поиска по ключевым словам и другим атрибутам документов (автор, дата создания…)
      • Возможность поиска с помощью навигации по рубрикам
    • Управляемый доступ к документам
      • Возможность установки доступа к документам для различных категорий пользователей
      • Возможность введения ограничений на работу с документами
    • Функциональный интерфейс пользователя
      • Веб-интерфейс, позволяющий просматривать карточки и скачивать файлы из системы хранения документов
      • Удаленный доступ или работа пользователя из любой точки мира (при условии подключения к Интернету).
    Система FLAMORY™

    FLAMORY™FLAMORY™ — уникальный программный продукт, позволяющий сохранять историю действий пользователя на компьютере, таких, например, как работа в приложениях Windows, посещения сайтов и д.р.
    Сохраненные последовательности действий, далее, можно просмотреть, сохранить в файл и передать коллегам. FLAMORY позволяет аккумулировать и делиться знаниями.
    Работая с FLAMORY, обмен опытом, обучение новых сотрудников, обсуждения технологий, становятся, как никогда ранее, простой и удобной, в практических аспектах, задачей.

    FLAMORY™ разрабатывается при участии специалистов KMSOFT.
    Скачать бета-версию можно по этой ссылке.

    Версия для печати  |  Пользовательское соглашение

    Статьи
    KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота, управление корпоративной информацией
    К началу страницы ...