ISO 9000 как инструмент организационных изменений
A.van der Wiele and Co. The ISO 9000 series as a tool for
organisational change. Is there a case?
Business Process Management journal, vol. 7 №4, 2001, http://www.mcb.co.uk
Перевод: Тимур Баязитов, bayazitov_tm@mail.ru
Опыт западных исследователей показывает, что основная
мотивация получения сертификата одобрения для большинства компаний - внешнее
давление со стороны потребителей. Серия стандартов ISO 9000 рассматривается как
условие ведения бизнеса.
Докторское исследование, проведенное Van der Wiele (1998) в
течение пяти лет, показывает, что положительный результат от применения серии
стандартов серии ISO 9000 могут быть достигнуты, только если внедрения связано с
мотивацией менеджеров нацеленной на проведение изменений и постоянного внесения
улучшений в бизнес процессы. Это включает организационные изменения, и
затрагивает такие вопросы как: мотивация менеджеров, знания системы менеджмента
качества и организационных порядков, стимулирующих постоянное улучшение и
вовлечение сотрудников.
По результатам статистического анализа выявлена значительная
корреляция внутреннего давления с улучшением результатов ведения бизнеса, как в
краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе; внешнее давление связано с
улучшением результатов только по одному из трех выбранных критериев и только в
краткосрочной перспективе.
Основная причина ускоряющегося распространения применения
серии стандартов ISO 9000 заключается в том, что крупные потребители, включая
правительство, требует от поставщиков пройти сертификацию на соответствие
стандарту; а также причины связанные с выходом на Европейский рынок. Как только
несколько организация отрасли получают сертификат, срабатывает эффект
лавинообразного спроса на получение сертификата, так как конкуренты вынуждены
следовать этому, чтобы соответствовать.
Причина |
Уровень важности |
Удержание/увеличение доли рынка |
4,08 |
Повышение эффективности |
4,07 |
Рассматриваться в качестве участника тендеров |
3,98 |
Маркетинговые выгоды |
3,96 |
Предоставление основы для ТМК |
3,66 |
Разработка смены корпоративной культуры |
3,22 |
Примечание: цифры указывают среднюю важность причины по
пятибалльной шкале.
Организация процесса подготовки к сертификации
Решение о получении сертификата соответствия серии стандартов
ISO 9000 принимается организациями по различным причинам; мотивация станет
решающим факторов, определяющем подход к ТМК.
Выделяют пять подходов к стратегии качества на пути к
получению сертификата соответствия ISO 9000.
Стратегия качества, тип 1
Сертификат ISO 9000 первым делом: минималистский (т.е.
вынуждены пройти сертификацию, ТМК не рассматривается).
Основные черты:
- Вынужденное получения сертификата, обусловлено политикой правительства или
требованиями потребителей.
- От сертификации ожидаются незначительные выгоды, в то время как она
рассматривается как весьма затратное мероприятие.
- При подготовке к получению сертификата привлекаются консультанты в области
управления.
- Незначительное привлечение сотрудников при разработке стандартов,
положений и инструкций.
- Обычно в малых и средних предприятиях.
Стратегия качества, тип 2
Сертификат ISO 9000 первым делом: конвертируется (т.е.
вынужденное прохождение сертификации рассматривается как возможность и основа
для разработки ТМК).
Основные черты:
- Первоначально скепсис по отношению к ISO 9000.
- Цель - разработка эффективной системы менеджмента качества.
- Сотрудники вовлечены в разработку положений и инструкций.
- Сотрудники информированы о важности системы и понимают, каким образом
лучше ее применять.
- С самого начала позитивное восприятие выгод для организаций от системы
менеджмента качества.
Стратегия качества, тип 3
Сертификат ISO 9000 первым делом: приверженность (т.е.
добровольное соискание получения сертификата соответствия ISO 9000, и это
рассматривается как возможность и основа для ТМК, однако менеджеры цинично
относятся к выгодам от ISO 9000).
Основные черты:
- Некоторые элементы системы менеджмента качества уже присутствуют.
- ISO 9000 рассматривается как малая часть менеджмента качества.
- ISO 9000 не считается значительным для успеха в бизнесе, выражающегося в
удовлетворенности потребителей или расширяющейся доле рынка.
Стратегия качества, тип 4
Сертификация ISO 9000 и внедрение ТМК проводятся
одновременно: приверженность и интеграция.
Основные черты:
- Только недавно раскрыты потенциальные выгоды сертификации и применения ТМК.
- Получение сертификата рассматривается как предоставляющее осязаемую,
измеряемую, внешнюю оценку качества.
- Принято решения, что в рамках ТМК соответствие серии стандартов ISO 9000
необходимо для улучшения результатов бизнеса.
- ТМК предоставляет поддержку и направляет менеджмент, помогая уверенности в
том, что организационная культура поддерживает постоянные изменения.
Стратегия качества, тип 5
Первым делом ТМК: приверженность, с опытом.
Основные черты:
Причина |
Уровень важности |
Улучшенное понимание качества |
3,97 |
Лучшая осведомленность о проблемах |
3,89 |
Улучшение управленческого контроля |
3,59 |
Улучшение обслуживания потребителей |
3,57 |
Улучшение качества продукции и услуг |
3,52 |
Соответствие единой цели во всей организации |
3,49 |
Улучшение удовлетворенности потребителей |
3,44 |
Способность участвовать в тендерах |
3,42 |
Примечание: цифры указывают среднюю важность причины по
пятибалльной шкале.
Факторы важные, для достижения успеха ТМК.
Van der Wiele (1998) изучал улучшение результатов бизнеса как
следствие сертификации ISO 9000 и применения самооценки на соответствие Business
Excellence Model. Основываясь на своем исследовании, но выделили четыре фактора,
имеющих основное значение для применения ТМК. Эти факторы включили:
эмоциональное отношение генерального директора; способность команды менеджеров;
инфраструктура организации; и управление персоналом.
Эмоциональное отношение генерального директора определено как
приверженность к ТМК, основанная на понимании, знаниях и вере в то, что ТМК
представляет значительные выгоды для организации. Высший руководитель, способный
проявить такую приверженность, подвигнет сотрудников и менеджеров содействовать
применению ТМК.
Второй фактор, способность команды менеджеров, также связан с
пониманием и знанием ТМК. Команда менеджеров может содействовать применению ТМК,
обеспечив наличие рационализации принципов ТМК, целей улучшения и инициатив по
реализации. Это обеспечивается привязкой ТМК к стратегии бизнеса, определением
стратегии качества и разработкой целей, связанных с основными приоритетами
бизнеса, с дальнейшим переводом стратегии в четкие показатели результативности и
метрики для подразделений и индивидов, которые регулярно пересматриваются.
Инфраструктура организации связана с интеграцией ТМК в
организационную систему. Примеры включают системы компенсаций, оценки,
продвижения по службе, бизнес планирования, и информационную систему.
Организации, применяющие такую интеграцию, имеют больше шансов на сохранение и
развитие СМК.
Четвертый фактор - управление персоналом. Это может касаться
доступности обученных инициаторов, процесса обучения как такового, понимания и
знаний сотрудников в области ТМК, взаимодействия и сотрудничества менеджеров и
сотрудников, особенно из разных функциональных подразделений.
Уровни зрелости ТМК в организации
Многие организации были подтолкнуты к применению серии
стандартов ISO 9000, не имея достаточного понимания ТМК. Поэтому они не могут
сделать следующий шаг к ТМК после регистрации сертификата ISO 9000, и часто
остаются у самого основания. Выделяют несколько различных ситуаций:
Основные потребители требуют от организации регистрации
сертификата соответствия ISO 9000. В таком случае цель - завершить процесс
получения сертификата в минимальные сроки, иначе потребитель может быть потерян.
Однако необходимы последующие действия для построения
понимания и структуры знания о системе менеджмента качества в соответствии с ISO
9000, иначе такой подход может создать негативное отношение к системе
менеджмента качества и к качеству как таковому.
Нет потребителя, требующего наличия сертификата, но
организация решила, что наличие сертификата - ключевая стратегическая цель.
Принимается решение о том, как будет проходить процесс сертификации по ISO 9000:
описание действующего порядка, получение сертификата и потом работа над
совершенствованием процедур и порядка работы в организации; или изменение
процессов и процедур незамедлительно, до полной разработки системы менеджмента
качества.
Сертификат соответствия ISO 9000 получен, встает вопрос
повышения эффективности системы менеджмента качества. Например, за счет снижения
количества процедур и объема инструкций, представления положений и порядка в
информационной системе, разместив в интранете, сокращения объема текста, путем
представления информации схематично.
Система менеджмента качества должна добавлять стоимость.
Выгоды могут быть получены, только если система менеджмента качества определена
и связана с целями организации. Улучшения должны появиться от применения других
методов работы и/или лучшего их применения. Один из путей инициации изменений -
работа по направлениям улучшений. Направленность такой деятельности может быть
ориентирована на результат, например модель Европейской организации менеджмента
качества (EFQM).
Рисунок: Business Excellence Model
Начиная с правой стороны (результирующие категории), и
двигаясь влево (обеспечивающие факторы), можно выделить как минимум четыре
направления разработки отношений с заинтересованными сторонами:
Разработка ориентира на потребителя, например, путем
проведения исследований потребителей, интервью, и приглашения потребителей в
организацию.
Проработка интересов сотрудников, например, путем определения
уровня удовлетворенности и неудовлетворенности стилем менеджмента.
Фокус на разработке показателей результативности, отражающих
интересы различных групп заинтересованных сторон, например через применение
сбалансированной карты показателей (BSC).
Построение отношений с поставщиками, например, на основе
партнерских отношений.
Для каждой организации будет необходимо определить приоритеты
в отношении приведенных возможностей совершенствования, так как время, деньги и
знания, как правило, ограничены.
|
|
Коротко
о системе Е-МАСТЕР |
Е-МАСТЕР®
— система управления корпоративной информацией.
Е-МАСТЕР®
включает в себя возможности систем класса ECM (Enterprise
Content Management).
Система обеспечивает:
- Совместное создание и согласование документов
- Каждый документ может быть обсужден как при
помощи прикрепленного к нему мини-форума, так
и в главном форуме
- Разработанный документ может быть направлен
на согласование по указанному маршруту
- Хранение документов любых форматов
- Хранение и передача документов в зашифрованном
виде
- Встроенные системы восстановления после сбоев
и резервного копирования
- Поиск документов
- Возможность поиска по ключевым словам и другим
атрибутам документов (автор, дата создания…)
- Возможность поиска с помощью навигации по
рубрикам
- Управляемый доступ к документам
- Возможность установки доступа к документам
для различных категорий пользователей
- Возможность введения ограничений на работу
с документами
- Функциональный интерфейс пользователя
- Веб-интерфейс, позволяющий просматривать
карточки и скачивать файлы из системы хранения
документов
- Удаленный доступ или работа пользователя
из любой точки мира (при условии подключения
к Интернету).
|
|
Система FLAMORY™ |
FLAMORY™ — уникальный программный продукт, позволяющий сохранять историю действий пользователя на компьютере, таких, например, как работа в приложениях Windows, посещения сайтов и д.р.
Сохраненные последовательности действий, далее, можно просмотреть, сохранить в файл и передать коллегам. FLAMORY позволяет аккумулировать и делиться знаниями.
Работая с FLAMORY, обмен опытом, обучение новых сотрудников, обсуждения технологий, становятся, как никогда ранее, простой и удобной, в практических аспектах, задачей.
FLAMORY™ разрабатывается при участии специалистов KMSOFT.
Скачать бета-версию можно по этой ссылке.
|
|