Информационные технологии управления знаниями стратегический
ресурс
Содержание
Доклад был подготовлен для выступления на
семинаре под руководством П.Г. Щедровицкого. Группа НооЛаб
рассматривает соединение методологии, информационных технологий
и управленческой деятельности как стратегическую зону развития
России. При подготовке доклада мы ставили перед собой следующие
задачи: Определить рамки взаимодействия гуманитарного технолога
и разработчика IT. При этом под "гуманитарным технологом" мы
понимаем не только представителей отечественной СМД-методологии,
но и западных методологов. Позициировать собственные разработки
в секторах мирового рынка IT.Определить, с чем мы имеем дело в
лице IT Управления Знаниями? С очередным поветрием, модным
"брэндом", лишь американской номинацией? Или за этим стоит
объективное содержание? Требовалось восстановить "контекст их,
силиконовых умов, словесности и деятельности" (из комментариев
О.Генисаретского) и задать собственное понятие IT Управления
Знаниями, как отражающее социо-культурные глобальные тенденции.
1.1 "Технология делает квалификации и знания
единственным источником стойкого конкурентного преимущества. Все
остальное выпадает из уравнения конкуренции". Лестер Тероу
1.2 Стратегическое направление в новой
экономике - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ (knowledge management).
Комментарий:
IDС прогнозирует, что компании США вложат до
2003 года в IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ (knowledge management) более
5 млрд. долларов. Ожидается мировой ежегодный прирост расходов в
данной сфере на уровне около 61%.
1.4 На Западе мета-уровень УПРАВЛЕНИЯ
ЗНАНИЯМИ обусловлен развитием ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (IT).
Комментарий:
Мета-уровень надстраивается за счет того, что
МД процессы и организованности объективируются в IT.
Компьютерные системы являются инструментом накопления, хранения,
трансляции, обработки, логистики разнообразных следов
деятельности: образов объектов, образов операций, способов
действия, форм организации сознания. По свидетельству Натальи
Труфановой (Сан-Франциско), за последние два года произошли
изменения в этно-национальном составе Силиконовой долины. На
верху пирамиды (ведущие разработчики) работают индусы, в среднем
слое - китайцы, в нижнем - русские. Почему индусы? Потому что
обладают высокими способностями воображения.
Итак, техники сознания становятся капиталом,
а IT уже сегодня выполняет роль канала передачи техник сознания.
1.5 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
ЗНАНИЯМИ обеспечивают перехват и удержание центров рефлексивного
управления.
Комментарий:
Так, например, Internet - это не просто
множество сайтов. Это, во первых, хранилища данных (баз знаний),
а во вторых - порталы и поисковые машины. А за кадром - субъекты
- держатели данных инструментов. И базы знаний и порталы
обеспечивают вполне определенные вырезки данных из всего океана
информации, и за счет этого позволяют "настраивать" картины мира
для масс пользователей и регулировать информационные и
"посетительские" потоки.
1.6 С технологизацией на мета-уровне,
методологизированные формы организации сознания и деятельности
на Западе становятся массовыми.
Комментарий:
К методологическим формам работы мы относим
проектирование полипрофессиональной деятельностной соорганизации
и управления ею. Типичный пример: американские компании в
поисках профессионалов квалификации, нужной для решения
определенной задачи, ищут людей с помощью IT. По текстам в
Интернете автоматически осуществляется "диагностика" и строится
образ автора. Таким образом, под решение уникальной проблемы
можно найти уникальных специалистов со всего мира.
Это и есть технология мобилизации и
интеграции квалификаций. Безусловно она осуществляется на
мета-уровне.
1.7 IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ становятся формой
капитализации мета-знаний.
Комментарий:
Знания существуют в форме надстраивающихся
друг над другом "мета-уровней". При этом именно мета-знания
являются важнейшим "знаниевым капиталом". В какой форме сегодня
существуют и капитализируются результаты работы отечественных
философов и методологов (кроме формы культурных текстов)? В
форме идеологизации масс? В возникшей связи с государственным
лицом высокого уровня? В наличии экспериментальных площадок,
существование которых прямо зависит от "политической крыши"? Мы
полагаем, что IT на Западе выступает новым механизмом
социализации мета-знания, трансляции его и укоренения в
различных областях практики.
IT "оплотняют" деятельность, и за счет этого
позволяют сделать шаг осознания и развития.
Скажем, программы "добычи текстов" (Text
Mining) основаны на различных герменевтических и лингвистических
моделях. Использование этих программ предполагает определенные
модели того, что такое текст и его понимание. Также, например,
системы поддержки принятия решений транслируют определенную
норму управленческой мыслительной деятельности, в частности,
логистики.
Можно сделать вывод, что разработчики
менеджмента, гуманитарные технологи имеют в форме IT обширный
рынок для продуктов своего квалифицированного труда.
Комментарий:
Проясним понятие "знание". Мы вовсе не
склонны смешивать и отождествлять "информацию", "данные",
"знания" и "понятия". Знание есть структурная свертка мышления.
Знание возникает как надстройка над системой
деятельности, замещение ее "знаком", представление ее в виде
"предметов" - объектов оперирования, сведений о вещах и т.д.
Простейший пример: знание о длине предмета получается за счет
развертывания способа измерения, в котором важнейшими элементами
являются эталон длины (мера), система процедур прикладывания
меры, числовой ряд и операции пересчета. Если способ действия не
удается развернуть в новой ситуации, над имеющимся знанием
развертывается этаж мышления, в котором строится новый способ.
Так, например, Фалес Милетский, решая задачу измерения высоты
египетских пирамид, построил особую теоретическую
действительность ("теорема Фалеса"), в которой на геометрических
моделях сконструировал новый способ. Этот способ затем был
перенесен в практическое действие. Общая структура знания
перестроилась: появился мета-этаж идеальных объектов и знаний о
них, перестроилась и практическая деятельность.
Со знанием сопряжено понятие - знание о
способе порождения знаний данного типа. В данном случае -
понятие числа. Именно идея числа - как отношения измеряемого к
мере- оказывается тем содержательным инвариантом, который
выделяется в рефлексии и позволяет преобразовать способ
измерения и перенести его из прежней ситуации в новую.
Итак, обсуждая знания, мы вынуждены выделять
различные процессы "жизни знаний" - получение и употребление,
трансляцию и воспроизводство, усложнения знаниевой структуры в
процессе развертывания понятия и т.д. Все эти вопросы тщательно
исследованы в работах ММК.
Нам важно подчеркнуть, что
- "Знание выступает по крайней мере в четырех функциях: как
орудия и инструменты, как носители определенного способа
действия, как способность действовать и как способность
понимать". (Г.П.Щедровицкий, Оргуправленческое мышление:
идеология, методология, технология. Курс лекций., Москва 2000,
Лекция 12).
- Знание существует в процессах воспроизводства деятельности
и трансляции культуры.
- За "управление знаниями" в собственном смысле "отвечают"
понятия.
Обратимся теперь к IT и компьютерам. Нас мало
интересует средне-статистическое, массовое осознание массового
пользования. Мы ищем такие феномены, которые бы открывали
умственному взору качественно новые возможности. Ничем, менее
культурно-исторической эпистемологической революции, компьютер
не может быть интересен.
Сквозь призму этих представлений мы и
относимся к дисциплине "Управления знаниями", активно
продвигаемой на Западе.
IDС рассматривает УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ как
междисциплинарную сферу, соединившую в себе профессиональный
сервис и уникальные технологические возможности.
Основная цель - создание среды, в которой
воспроизводится знание.
В границы УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ входят:
- аудит имеющихся знаний;
- определение интеллектуальных (знаниевых) процессов;
- разработка нормативов и техник измерения знаний;
- IT сетевое планирование;
- измерение и учет квалификаций;
- коммерческие стратегии в области знания;
- IT-средства групповой работы;
- телеконференции и системы дистантного обучения;
- хранилища данных и знаний;
- "добыча данных";
- системы поддержки принятия решений;
Комментарий:
Относясь к этим представлениям, мы должны
зафиксировать важный сдвиг, произшедший в последние годы в
эволюции техники. От "вычислительных машин" осуществлен переход
к работе с динамическими знаками ("динамический знак" - термин
Г.П.Щедровицкого). Сегодня компьютеры позволяют фиксировать,
накапливать и обрабатывать следы мыследеятельностных процессов в
качественно иной форме, чем во всей прежней истории.
За счет компьютеров создается такая знаковая
среда, которая отображает практически все элементы акта
деятельности:
- Способ действия, система операций. Компьютеры моделируют
процессы, поскольку продуцируют последовательность процедур.
Визуальные изображения на экране имеют своим содержанием
"заэкранную", "подводную часть" - логику баз данных,
порождающие модели, которые заложили разработчики IT. Значки
выступают сверткой процессов, "опции" дают возможность
процессы развернуть. Любые действия с использованием
компьютера - набор текста, телеконференция, решение задачи с
помощью прикладной программы - оставляют следы в практически
безграничной памяти. Эти следы возвращаются в деятельность,
вторично перерабатываются:
- Образ объекта. Основной сдвиг в программистской культуре
за последние годы - переход от процедурного к объектному
программированию.
- Эталоны. Г.П.Щедровицкий писал, что "знание есть ничто
иное, как формулы перевода, выражения мира объектов через
набор образцов". Он говорил, что человечество осваивает мир,
присоединяя к себе, буквально физически, эталоны. Например,
часы на руке - это наш внешний орган времени. Мы можем
сказать, что также и компьютер - это эталон, позволяющий из
потоков информации вырезать данные - то, что соответствует
моделям ("понятийным шаблонам"), заложенным разработчиками в
программу. В контексте задачи и субъективных смыслов
пользователя, в рамках человеко-машинной системы эти данные и
есть знания.
- Смысл дела. Переход к цифровым способам обработки видео- и
аудио- информации ( произошедший буквально последние 15 лет),
средства multimedia позволяют организовывать "тонкие",
смысловые процессы. Заснятая на видео "живая ситуация"
транслирует все коммуникативные контексты и создает
принципиально новые условия для понимания.
В целом уже можно говорить об "автоматизации
и деавтоматизации интенциональных отношений" (Г.П.Щедровицкий),
"Электронных семиотических машинах", "индивидуализированных ЧМС"
и "виртуальной культуре" (В.А.Жегалин), "консциентальных
машинах" (Ю.В.Громыко).
Если прежде знание существовало в системах
предметов и в них оно организовывалось за счет прорабатываемых
теоретических понятий, то теперь мы имеем дело с собой формой
предметизации - IT, и особыми "электронными понятиями".
Рис.1. Технологии, поддерживающие УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ
Комментарий:
При построении понятия в качестве
эмпирического материала мы берем сведения о практике IT на
Западе и формы концептуального осознания этой практики.
За счет практического использования Интернета
и собственных разработок, мы предметно знаем, какие
технологические модели и средства стоят за теми или иными
программными системами.
Мы осознаем культурно-антропологические
различия русских и американцев: формы действия и взаимодействия,
организуемые в нашей культуре за счет понимающих и рефлексивных
способностей сознания, в Америке обеспечиваются прежде всего
чрезвычайно развитыми формами социальных институтов и
коммуникативными навыками.
Используя в качестве эталона модели знания
(теории мышления и содержательно-генетической эпистемологии,
разработанных в отечественной СМД-методологии), мы можем
выделять горизонты новых возможностей, открываемых компьютерной
техникой.
Требуется придать новое значение термину
"управление знаниями", которое бы вскрывало реальные тенденции
общественно-исторического процесса в целом. При этом, очевидно,
мы построим свое понятие, совершенно отличное от имеющегося
употребления термина, и необходимое нам для нашей работы.
В качестве метода работы мы примем схему
восхождения от абстрактного к конкретному.
Именно, на первом шаге восхождения следует
выделить феномены, в которых можно усмотреть, изолировать
значимое отношение, процесс.
Эти процесс и отношение характеризуют
"управление знаниями" как форму.
За формой необходимо восстановить идеальное
содержание , к которой форма может быть сведена из которого
форма может быть выведена.
Модель содержания , развертываемая по
собственной логике, позволяет восходить к новой форме и т.д.
Не претендуя на систематическое построение
теоретического понятия, мы кратким очерком наметим основные
идеи, в русле которых идут наши размышления.
3.1 УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ является формой
общественной связи между гуманитарными технологами
(методологами) и управленцами.
Комментарий:
Необходимо восстановить практический
контекст, ситуацию, в которой встает вопрос об "управлении
знанием" (УЗ). На Западе характеристики этого контекста таковы:
За счет IT информационные потоки многократно выросли,
ускорились, рассредоточились по множеству локальных сетевых
центров. Объемы и скорости превышают человеческие способности.
Требуются средства IT УЗ для поиска информации, распаковки ее
в необходимые знания, поддержки принятия решений.
Конкуренты, используя средства IT УЗ получают преимущество
за счет возможностей опережающей "добычи" знаний о значимых
событиях, тенденциях, за счет доступа к рефлексивному
управлению поведением потребителей, поставщиков, партнеров.
Менеджеры осознают жизненную необходимость
систематического отслеживания внешней среды и востребуют IT УЗ
для поиска адекватной информации и вырезания из нее
необходимых знаний.
IT позволяют организовывать и стандартизовать, групповую
работу в корпорации, системы коммуникации и знаниевые потоки.
УЗ востребовано как подход к проектированию
информационно-деятельностных систем и IT -организации
деятельности.
Обращает на себя внимание, что речь идет об
уровне менеджмента. Основными покупателями систем IT Управления
Знаниями являются управленцы. А дисциплина Управления Знаниями
формируется разработчиками менеджмента - "западными
методологами". Рост рынка указывает на устойчивый
социализированный характер данной взаимосвязи трех позиций:
гуманитарного технолога (методолога), управленца и разработчика
IT.
3.2 IT обеспечивают инобытие этой связи в
языково-интерфейсных средах и логиках баз знаний
3.3. Содержанием УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ является
общественная практика работы с методами
Комментарий:
Особенностью "Управления знаниями" является
указание на мета-уровень.
Требуется осознать и прояснить это "мета-".
Характерное для все "знаниевой экономики", "постиндустриализма"
и т.д.
Уровень знаний для нас - это уровень
инновационной экономики, на котором преобразуются и осваиваются
технологии. Обеспечение управленческой деятельности этого уровня
и есть мета-слой управления знаниями.
Рис. 2
Итак, управления знанием и соответствующие IT
- это система инструментов (машин, методик, способов, понятий),
обеспечивающая деятельность на верхнем этаже в системе
инновационной экономики.
Какие глобальные тенденции (кроме
спекулятивно-финасовой накачки IT) стоят за формированием слоя
инновационной экономики и мета-уровня управления?
Мы можем выделить следующие линии, в
совокупности дающие системный кумулятивный эффект:
Качественные сдвиги:
-
гуманитраные мета-знания позволяют
оискусствлять то, что раньше было невозможно: способности
людей, механизмы сознания, процессы мышления;
-
социальная инженерия позволила сделать
управление технологией и глобальные системы (мирового
масштаба) - предметом технологичного управления;
-
научная форма выработки знаний сменилась
методологической: под конкретные проблемы оперативно
проектируются и создаются полидисциплинарные "машины знаний",
полипрофессиональные системы работ;
-
IT и цифровые Multimedia позволяют хранить,
транслировать, обрабатывать любые следы деятельностных
процессов: образы объектов, образы операций, способы действий,
формы организации сознания;
-
средства коммуникации и IT позволяют
создавать новые, прежде всего сетевые формы организации
корпоративной деятельности, групповой работы и обеспечивают
управление соорганизацией в глобальном географическом масштабе
и сжатом времени.
Эти процессы приводят к тому, что
преобразование деятельностных систем стало массовой общественной
практикой. Само это преобразование - переход оискусствления от
слоя технологий до мета-знаний и возврат оестествления
мета-знаний в новых технологиях - и есть социально-реализуемый
МЕТОД экспериментирования с деятельностью и преобразования ее.
3.4. Предметом УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ являются
процессы мобилизации, интеграции квалификаций
(профессионализмов).
Комментарий:
В соответствии со схемой
рис.1. предметом управления являются процессы соорганизации различных
профессионалов в такие группы, которые решают проблемы "апгрейта"
технологий. Эти процессы мы, в духе Лестера Туроу, назвали мобилизацией
и интеграцией квалификаций.
Стратегическое направление: создание
технологий как социально-деятельностных систем и их
капитализация.
Культурные и практические предпосылки:
отечественная методологическая школа СМД-методологии.
Реальная потребность: поддержка
управленческой деятельности методологическими формами
организации мышления
Комментарий:
Известен феномен: пока консультант обсуждает
с управленцем сложные способы - анализа ситуации,
орг-проектирования, программирования и т.д.- управленцу все
ясно. Когда консультант уходит - ясность улетучивается. Как
обеспечить "закрепление" взаимосвязи консультанта (методолога
управления) и управленца?
В качестве примера приведем разрабатываемый
компанией НооЛаб программный комплекс РАСПАС. Этот комплекс
относится к сектору IT Управления Знаниями и позволяет
обеспечить мониторинг бизнес-окружения корпораций.
Хотя во всех учебниках по менеджменту
"отслеживание внешней среды" - избитое место, мало кто из
менеджеров компаний может похвастаться, что в его фирме это дело
поставлено качественно.
Представьте себе, что консультант не просто
обсуждает с руководителем его бизнес окружение, а строит
совместно с ним системную карту обстановки на экране компьютера.
Когда консультант уйдет, "электронное
понятие" бизнес-окружения останется на столе управленца.
Программный комплекс будет автоматически отслеживать изменения в
информационном пространстве Интернета и выдавать новости
пользователю. В его интерфейсе, логике базы знаний "зашиты"
определенные фрагменты методологической культуры управления.
Всякий раз, когда управленец использует эту программу, в
целостности человеко-машинной системы восстанавливаются эти
культурные способы мыслительной деятельности.
Место IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ -
технологическое оформление трансляции методологической культуры
(языка, мыслительного, коммуникативного и рефлексивного и пр.
инструментария) в управленческую деятельность
Комментарий:
Различные эксперты не видят перспектив
развития IT Управления Знаниями в России в ближайшем будущем. Их
логика такова: чтобы выйти в практику верхних уровней, нужно
освоить нижние - работу с сырьем, индустриальные технологии,
управление ими, рыночные механизмы: А в этом у России как раз
сейчас и проблемы.
Подобная логика рассуждений была
воспроизведена В.Н. Княгининым на семинаре "Стратегические
ориентиры развития Сибири и Дальнего Востока" (27-30 апреля 2001
г., Красноярск).
Наша позиция иная. Мы считаем, что и
индустриальное развитие в том числе, сегодня должно вестись с
учетом пост-индустриальных технологи: прежде всего социального
управления и IT.
Мы полагаем, что стратегическим для России
сегодня является перенос центра тяжести стоимости с сырья на
знаниевый и человеческий капитал. Нужно осознать как
национальное богатство русскую инженерную традицию,
отечественную СМД-методологию, систему образования, русские
информационные технологии.
Понимая, что движение "сверху вниз" упирается
в культуру управленческой деятельности, мы формулируем задачу:
обеспечить методологическую поддержку корпуса управленцев,
причем сделать это в массовом, воспроизводимом масштабе.
Мы полагаем, что не только западный
менеджмент должен задавать стандарт отечественной управленческой
деятельности, не только знаковые модели П.Сенге и пр. западных
методологов должны быть на экранах компьютеров.
При этом IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ выступает в
функциях:
- языковой среды
- "проявителя" и "закрепителя" МД форм
- способа опредмечивания мета-знаний, в управленческой
действительности
В целом система управления знаниями изображена на схеме
рис.3.
Построенное нами понятие Управления Знаниями
открывает перспективы стратегической соразработки
СМД-методологов, разработчиков IT и управленцев.
Как было осознанно в работе группы
инновационной экономики в Красноярске, речь нужно вести об
общественных субъектах - сообществе методологов, сообществе
предпринимателей и сообществе инженеров. Оформление инженерного
корпуса в корпорацию, сообщество, равно как и предпринимателей -
отдельная тема обсуждения.
Трансляция гуманитарно-методологических
знаний, способов мышления и техник сознания за счет интерфейсной
языковой среды IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ как технология
сетевого взаимодействия, групповой работы, соразработок
IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ как средство
технологического освоения и капитализации прорывных
отечественных практик в области образования, управления,
наукоемких производств
Отечественные IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ как
лидирующие продукты на мировом рынке
- Управление знаниями и информационные технологии
Леонид Черняк
-
Развитие моделей принятия решений: проблемы, парадоксы и
перспективы
Валерий Максимов
- СЕКТОР 51 "Когнитивный анализ и моделирование ситуаций"
Зав. сектором МАКСИМОВ Валерий Иванович, к.т.н.
- Сфера влияния Lotus
Григорий Милов
- Информационное сообщение о международном симпозиуме
"Рефлексивное управление" 17-19 октября 2000г., Москва
- Международный симпозиум "Рефлексивные процессы и
управление"
8-10 октября 2001 года, г. Москва
- Конфликты и рефлексивное управление в избирательных
кампаниях
Ю.Любашевский, Ректор НИПТ, Москва
-
Полковник ВВС США Р. Шафрански. Теория информационного
оружия.
© Александр Нечипоренко
nechiporenko@noolab.ru,
Алексей Разумов
razumov@noolab.ru, 27.04.2001 |